суббота, 26 февраля 2011 г.

раз уж просили продолжения*пожал плечами*


2. Культура как общественное явление: понятие, сущность.


Впервые слово культура появляется в Древнем Риме и в переводе с лат. означает возделывание, обработка, но уже римский мыслитель Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку -«возделывание человеческой души» (воспитанность, образованность). Это
         период античности (2 тыс. до н.э. - 4 век н.э.)
         Эпоха средневековья (конец 5 века - 14 век)
В эту эпоху понятие культуры рассматривали как производное от слова «культ» (обожествление, почитание). Культура носила религиозный характер. Творческие способности человека реализовывались через любовь к богу.
    Эпоха Ренессанса (Возрождение) 15 - 1-я половина 17 века в культуре
появляются светские тенденции(система светского образования, светские жанры в
живописи, этикет (1-я книга по этикету в Италии в 1557г.).
     - начало Эпоха Нового времени (сер.  17 - начало 20 вв.) - начало буржуазных
революций в Европе)
Появляются различные трактовки понятия культуры. Впервые в качестве самостоятельного понятия термин культура был использован немецким правоведом 17 в. - Пуфендорфом (как синоним общественного гражданского состояния). Концептуальные основы культуры были разработаны немецкими философами конца 18 в. -1 трети 19в. - Гердером, Кантом, Гегелем.
Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности, ту сферу, которая выходит за пределы природы человека и традиции его социального существования. Творческий акт озарения они ставили превыше всего. Гердер рассмотрел культуру, как «второй генезис человека», то есть второе рождение человека..
Кант связывал культуру, прежде всего с нравственной стороной. «Только 2 вещи достойны удивления и благоговения - звёздное небо над нами и моральный закон в нас». Мораль делает человека человеком. Гегель явился автором теории «абсолютного духа».
Параллельно с позитивной оценкой культуры, формируется и негативный взгляд на культуру, где она рассматривается как средство закабаления человека (Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд). Они рассматривали человека как существо природное по своей сути, человек антикультурен.
Руссо видел в человеке создание идеально-прекрасное изначально. В обществе, благодаря культуре, в нём формируются негативные качества (жестокость, зависть). В основе взглядов Ницше и Фрейда лежит противоречие между природными задатками в самом человеке и существующими нормами коллективной морали. Подчиняясь им, человек вступает в противоречие с самим собой и становится слабым, закомплексованным. Ницше - автор теории сверхчеловека, где он выступает против морали коллективной за мораль индивидуальную. Сверхчеловек - это тот, кто смог подняться над коллективной моралью, следуя своей индивидуальной морали.
Фрейд вошёл в историю как автор теории личности, основанной на понятии «либидо». Смысл: в процессе жизнедеятельности у человека накапливается излишняя половая энергия (либидо), которую он может сублимировать (переносить, трансформировать на более высоком уровне) в различные сферы (политику, науку, искусство...). Фрейд обращался к жизни и творчеству людей выдающихся, в частности, титанов эпохи возрождения (Л. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).

9 комментариев:

  1. плять, надо фрейда почитать..
    очень актуально щитаю

    ОтветитьУдалить
  2. Да, эти люди внесли серьезный вклад в изучение личности.

    ОтветитьУдалить
  3. недавно на культурологии это было, но я спал.

    ОтветитьУдалить
  4. КТО ТАК ФОРМАТИРУЕТ БЛЕЯТЬ!

    ОтветитьУдалить